СПб ГКУ "АВТ" - (812) 576 07 70

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Агентство внешнего транспорта"

Отраслевая статистика

20 апреля 2020

Морской транспорт

В 2019 году всего морским транспортом на территории Санкт-Петербурга перевезено 876,4 тыс. пассажиров и осуществлено 499 судозаходов. В 2018 году пассажиропоток составил 888,0, количество судозаходов составило - 511.

За период навигации 2019 года Пассажирский порт Санкт-Петербург принял 263 круизных и 2 паромных судов, на борту которых в Санкт-Петербург в общей сложности прибыло 647 640 пассажиров. По результатам завершения навигации в Пассажирском порту Санкт-Петербург пассажиропоток, по сравнению с показателями 2018 года, увеличился на 3,9 % (623 166 пасс.), а количество судозаходов уменьшилось на 1,9 % (270 суд.).

Объем пассажирских перевозок за 2019 год на причальном комплексе Морской вокзал составил 206 тыс. чел., количество судозаходов - 82, в сравнении с данными за аналогичный период 2018 года наблюдается снижение пассажиропотока и судозаходов на 15,2 % (242,9 тыс. чел.) и 20,4 % (103 суд.) соответственно.

На пассажирских причалах Большого порта Санкт-Петербург на Английской наб. и наб. Лейтенанта Шмидта принято 22,6 тыс. чел. и осуществлено 152 судозахода. По отношению к 2018 году в части пассажирпотока наблюдается увеличение на 3,6 % (21,9 тыс. чел.), количество судозаходов увеличилось на 10,1 % (138 судозаходов).

За 12 месяцев 2019 года грузооборот морского порта Большой порт Санкт-Петербург вырос на 1 % и составил 59,8 млн. тонн. Рост произошел в основном за счет лесных грузов (+ 19 %), контейнеров (+ 6 %), наливных грузов (+8 %), насыпных грузов (+ 2 %). Структура грузооборота остается стабильной. Большую часть – 27,4 млн. тонн – занимают грузы в контейнерах, 9,8 млн. тонн – наливные, 11,9 млн. тонн – генеральные грузы. Также в номенклатуре грузов представлены навалочные, насыпные, цветные металлы, металлолом, рефрижераторные грузы, ро-ро грузы и иные.

Речной транспорт

Судоходными компаниями, входящими в Ассоциацию владельцев пассажирских судов (далее – Ассоциация), в навигацию 2019 года перевезено:

  • 864 541 пассажир по маршрутам, перевозки по которым осуществлялись скоростными судами;
  • 607 263 пассажира по экскурсионно-прогулочным маршрутам, с выходом в Невскую губу Финского залива;
  • 1 261 436 пассажиров по экскурсионно-прогулочным маршрутам, проходящим по рекам и каналам Санкт-Петербурга;
  • 217 625 пассажиров перевезенных экскурсионно-прогулочными маршрутами, работающими по принципу hop-on/hop-off.

Всего в навигацию 2019 года членами Ассоциации перевезено – 2 733 240 пассажира.

Пассажиропоток на речной инфраструктуре Санкт-Петербурга (причалы Речного вокзала, Уткиной заводи, Соляного причала) показывает отрицательную динамику. В навигацию 2019 года общий пассажиропоток составил 189,8 тыс. пассажиров это на 10, 7 % меньше чем за аналогичный период 2018 года и осуществлено 477 судозаходов это на 15, 1 % меньше, чем в 2018 года.

В 2019 году грузооборот речным транспортом составил 3 971 74747 тонн, что на 5% больше аналогичного показателя 2018 года.

Морской транспорт

Санкт-Петербург — город с развитым морским сообщением. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Администрация морских портов Балтийского моря» осуществляет предоставление государственных услуг на морском транспорте в сфере организации торгового мореплавания и обеспечения его безопасности.

Большой порт Санкт-Петербург включает причалы исторических Морского торгового, Лесного и Рыбного портов, нефтяного терминала, судостроительных, судоремонтных и других заводов, а также причалы Кронштадта, Ломоносова, причалы портового пункта Бронка. На протяжении последних 10 лет Большой порт Санкт-Петербург показывает стабильные результаты работы и продолжает активное развитие. Большой порт продолжает оставаться крупнейшим сухогрузным портом России, а также удерживает устойчивое лидерство среди контейнерных портов страны.

За 12 месяцев 2019 года грузооборот морского порта Большой порт Санкт-Петербург вырос на 1 % и составил 59,8 млн. тонн. Рост произошел в основном за счет лесных грузов (+ 19 %), контейнеров (+ 6 %), наливных грузов (+8 %), насыпных грузов (+ 2 %). Структура грузооборота остается стабильной.

В 2019 году продолжил активное развитие и наращивание грузооборота крупнейший новый грузовой район Большого порта — многофункциональный морской перегрузочный комплекс «Бронка». Продолжена работа по реализации развития аванпорта. В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.04.2017 № 309 «О стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга «Строительство объектов капитального строительства водного транспорта, коммунального обслуживания, объектов железнодорожного транспорта и складов, входящих в многофункциональный морской перегрузочный комплекс «Бронка», на территории аванпорта Бронка реализуется стратегический инвестиционный проект по развитию ММПК «Бронка».

В настоящее время осуществляется реализация II этапа проекта, ведены в эксплуатацию объекты, позволяющие осуществлять на территории ММПК «Бронка» перевалку 1450 тыс TEU и 130 тыс ед. накатных грузов.
В 2019 году всего перевалено 3750,0 тыс тонн грузов (+22% к 2018г.), в том числе: контейнерных – 2798,9 тыс тонн (+26%) или 241,8 тыс TEU (+32%) и накатных – 512,2 тыс тонн (-11%).

06.06.2019 в рамках Петербургского международного экономического форума подписано трехстороннее соглашение (Правительство Санкт-Петербурга, ООО «Феникс, ОАО «РЖД») о создании транспортно-логистического центра «Бронка».

Строительство ТЛЦ «Бронка» позволит Санкт-Петербургу получить новый магистральный объект, имеющий максимальную пропускную способность и высокий уровень инфраструктуры, что будет способствовать ускорению грузовых перевозок и их удешевлению за счет эффекта масштаба и тесного взаимодействия сразу нескольких видов транспорта.

Проект ТЛЦ «Бронка» предусматривает строительство магистральной железнодорожной инфраструктуры, включающей вспомогательные сооружения, подъездные дороги, склады, сервисные пункты на площади более 310000 кв.м.  

Правительство Санкт-Петербурга и Комитет по транспорту осуществляет полномочия в части морских пассажирских перевозок.

АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» (100% акций принадлежит Санкт-Петербургу) представляет собой современный портовый комплекс с семью причалами, в том числе для приёма океанских лайнеров длиной до 340 метров.

За период навигации 2019 года Пассажирский порт Санкт-Петербург принял 263 круизных и 2 паромных судов, на борту которых в Санкт-Петербург в общей сложности прибыло 647 640 пассажиров. По результатам завершения навигации в Пассажирском порту Санкт-Петербург пассажиропоток, по сравнению с показателями 2018 года, увеличился на 3,9 % (623 166 пасс.), а количество судозаходов уменьшилось на 1,9 % (270 суд.). 

Для приёма и обработки круизных и паромных грузопассажирских судов используется причальный комплекс Морского вокзала. Сейчас это место отправления и прибытия парома «Princess Anastasia» (Санкт-Петербург — Хельсинки — Стокгольм — Таллин — Санкт-Петербург).

Для координации федеральных и региональных органов власти, профессионального, экспертного и бизнес-сообщества в Санкт-Петербурге действует Морской совет при Правительстве Санкт-Петербурга. Этот постоянно действующий совещательный орган функционирует более 10 лет и объединяет более 100 руководителей органов власти и лидеров отрасли. В составе Морского совета функционируют девять секций и две комиссии.